Галерея Марии Будущих

Мария Будущих - это кто?

Мария Будущих – концептуальный художник, которая пришла в творчество из… маркетинга. Обычно всё бывает наоборот – художники, набив достаточное количество шишок в этом бренном мире, начинают углубляться в теорию продаж. А для Маши искусство стало возможностью найти себя и своё место в мире, ведь для неё творчество – это пространство свободы.



- Начнем, наверное, с формата Википедии – где родилась, где училась? В общем, что, где, когда?

- Я из Георгиевска, это город на юге России, на Северном Кавказе. Училась в обычной школе. Но я помню, как в десятом классе пришла к маме и говорю: «Мама, я вообще не пойму, зачем мне все эти оценки в школе? По большому счету, моя единственная цель - хорошо сдать экзамены, поступить на бюджет и переехать в Москву. Вот к ней я и буду идти». Я никогда не был супер-отличницей, медалисткой, но очень серьёзно готовилась, и в итоге утёрла нос всем отличникам и поступила в топ-5 лучших ВУЗов России. На бюджет. НИУ-ВШЭ показался мне из этого списка самым престижным и мы остановились на нем. Кроме того, для всех бюджетников там предоставляли место в новом общежитии, и это стало ключевым фактором для принятия решения. По баллам я проходила на маркетинг и психологию. Но поскольку маркетинг показался мне чуть более творческим, чем психология, я остановилась на нем.

Университет дал мне многое, это действительно была сильная школа. Но все-таки нас готовили как наемных сотрудников в какие-нибудь медиа агентства, а не человека, который может от и до реализовать свой проект. А я как раз тот человек, который никогда в жизни не представлял себя в офисе, я готова была подрабатывать промоутером, продавцом, но только не сидеть в душном офисе. С 20 лет я начала «учиться бизнесу». Посещала занятия бизнес-сообществ и пыталась поверить, что у меня тоже так получится. И на самом деле получилось.

На третьем курсе я стала партнером в компании, которая занималась оформлением допусков СРО (строительная тематика), я отвечала за маркетинг. И похоже, это моя модель жизни – уже тогда я настолько не боялась любой работы и ответственности, что просто брала и делала.

Причем, первые месяцы, чтобы люди действительно могли доверить мне целый отдел, я работала бесплатно – на результат. И как показывает жизнь, на такое способен не каждый – рискнуть несколькими месяцами жизни, чтобы получить бесценный опыт создания и построения системы.

Но на этом я не остановилась, не переставала искать себя. Несколько лет я работала стилистом, одевала людей и даже собирала залы на свои мастер-классы.


А ещё мы организовали с сестрой свою декор-студию. Там я тоже отвечала за рекламу, а она создавала декор. И это был довольно успешный проект. Я помню, тогда в первый раз получилось заработать и отложить. Поля свою долю прогуляла. А я думала, какой мне еще бизнес открыть. И я придумала «серьезный» бизнес. в 23 года я открыла мебельную мастерскую. Как там говорится, дурак стены не видит, в эту стену и не упрется? Вот это точно про меня. Если я вижу цель – преград не существует. По крайней мере так было в 23.

И кстати, я только спустя годы поняла, зачем мне нужен был этот бизнес – чтобы доказать папе, что я не хуже, чем мальчик. Да, это та самая драма, когда папа мечтал о наследнике, а у него две девочки. И что бы ты ни делал, ты все равно не мальчик.
До 25 лет у меня был девиз: «Терпение и труд всё перетрут». Я так чуть саму себя не перетёрла.
Хотя если посмотреть на мой Инстаграм, то и не скажешь.


-Кажется, ничто не предвещало того, что ты станешь художником. А как так получилось?

- Мне пришлось полностью отказаться от своих установок, понять, осознать, что все, что я приняла для себя как истину, не работает.


До 25 лет я всех творческих людей считала просто лентяями, даже их осуждала их. Мне казалось, что медитации, вдохновение, духовный рост – это все для тех, кто просто не хочет работать.

Но в какой-то момент мне было так тяжело, что я была согласна на все. Впервые в жизни я позволила себе задать вопрос – что нравится делать мне? Даже когда никто не смотрит и некому это показать? И поскольку на тот момент я еще занималась мебельным бизнесом и большинство клиентов покупали у меня только из-за моего стиля, ответ пришел просто и достаточно сложно одновременно, – что-то делать с краской. В мебельной мастерской у меня была малярная, и мне очень нравилось придумывать выкрасы, разрабатывать технологию, придумывать сочетания. Но представить себя «художником» было чем-то невероятным.
Все изменилось в момент, когда один из заказчиков случайно увидел в мастерской мои
эксперименты с выкрасами и обратился ко мне с вопросом:

«Можете сделать такое, но в большом размере»? В тот момент мой мир рухнул. «А что можно что-то делать легко, с любовью и это кому-то будет нужно»? После этого я сняла отдельную мастерскую и начала свой творческий путь.

И знаешь, это иллюзия, что заниматься чем-то творческим легче, чем заниматься чем-то
«серьезным». Люди думают, что помахал там чем-то, помазал и сидишь кайфуешь. Это может быть первые несколько раз, и когда у тебя есть какой-нибудь другой заработок. Но когда это твоя основная деятельность – вот здесь уже начинаются приключения. И чем бы ты ни занимался, ты берешь в любое дело себя. Себя. Со своими установками, страхами, привычками. Так случилось и со мной.

Первые год-два я брала много работ на заказ. На заказ – это практически всегда стресс. И большинство творческих личностей никогда на это не пойдут. Но личности, которых воспитывали как рабочих лошадок, пойдут.

Но что интересно, я опять выбрала себе такую модель – «невозможно отступить». Когда ты
берешь «на заказ» и уже не можешь не выполнить. Ты приглашаешь разных специалистов, ты изучаешь, ты смотришь, и все это на практике, не в теории, не в твоих мечтах и представлениях, а в процессе, в самой жизни с реальными условиями и требованиями.

За это время я стала настоящим асом в использовании различных техник и материалов. Но опять так истощила себя работой, что уже не хотела этим заниматься. Мое творчество перестало приносить мне радость. И это был очередной момент роста.

Я начала изучать теорию и истории искусства. И все больше разочаровывалась в том, что делаю сама. Мне было интересно, почему одни художники становятся великими, а другие остаются посредственными? Как мне вырасти, как художник, и что это вообще такое – быть настоящим художником?

И знаешь, это был очередной сюр в моей жизни. С моими знаниями маркетолога отпустить ситуацию "на авось" кажется, совершенно невозможным. Но внутри я чувствовала, что решиться на это, значит, вырасти духовно. Как бы высокопарно это ни звучало. Тогда в тот момент я сделала пару диджитал «икон», которые пришли ко мне в голову. И можно сказать, это вышло случайно, от легкости. На одной иконе Ким Кардашьян , на другой – жопа. Это именно то, на что «молится» современный мир. Это не хорошо, и не плохо. Это факт: красивая жопа – залог охвата в Инстаграмме. Охваты в Инстаграмме – хорошая жизнь.


После того как я выложила эти работы у себя в аккаунте, мне написали несколько международных галерей с предложением о сотрудничестве. Все эти предложения начинались со слов : «Мария, мы под впечатлением от ваших икон, скажите пожалуйста, в какой галерее вы представлены»?
Но мир искусства в большинстве своем, как и наша жизнь, не про настоящее,  а про имидж, про понты.  Нужно соблюдать имидж художника, чтобы быть в тусовке. 

-А ты когда-нибудь чувствовала себя неуверенно из-за того, что у тебя нет соответствующего образования?

-Конечно. Я чувствовала себя самозванцем долгое время.
Но некоторое время назад меня осенило: чувствовать себя самозванцем – неплохо. Твоя вселенная говорит тебе – развивайся, не останавливайся на достигнутом, ты способен на большее и ты обязательно этого достигнешь. У меня это чувство пропало только пару месяцев назад, когда мы записывали курс по современному искусству, и я тогда «перелопатила» огромный массив информации. После этого я головой поняла всё то, что очень давно чувствовала интуитивно.

-Маша, ну ты все таки о предпринимательстве или о творчестве?

- Дело не в том, чем ты занимаешься, а в том – как ты этим занимаешься. Предпринимательство тоже может быть творчеством, если к нему так подойти. А рисование картин может быть бездушным бизнесом, поставленным на поток, а может быть отдушиной. А считать искусством все, что создано на холсте и с помощью краски, – это, конечно, глупость.

-Хорошо, раз так, что такое искусство? Какая миссия должна быть у художника?

-Знаешь, благодаря нашему курсу я пришла к мысли, что в 20-ом веке произошёл какой-то «развал» искусства. И люди смеются, мол, мой ребёнок так сможет, обезьяна так сможет, или слон.
А я вот думаю, что всё это произошло не потому, что мы деградировали, а чтобы показать, что это действительно сможет каждый.

Искусство в принципе во всём. В мире происходит столько всего интересного, но мы не называем это искусством, только потому, что я это не зафиксировала, не сделала презентацию и не отнесла в галерею. И получается, если ты находишь что-то интересное и фиксируешь это в качество презентации и оформления - это уже искусство.  Но если это просто что-то интересное и классное и люди далеки, чтобы называть себя художником, тогда да, это уже не искусство.

Всё, что творилось в мире 100 лет назад, было для того, чтобы мы сегодня поняли, что все возможно. И я хочу говорить об этом.
о художнике
Made on
Tilda